Речевое развитие дошкольников в норме



Первые слова.

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» - «Мама, иди!»; «Дай, ляля» - «Дай куклу»). Словарный запас 20 слов.

2 года. На этом этапе здоровый ребёнок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ, предложения строит из двух слов. К двум годам ребёнок уже усваивает звуки: П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х. Свистящие звуки (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные (Р, Л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения Я, ТЫ, МНЕ; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребёнок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чём ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: С, З, Л.

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительного и глагола. Ребёнок называет своё имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов: выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку»»; употребляет в предложении простые предлоги и союзы ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, КОГДА. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без них, может оценить своё и чужое произношение, задаёт вопросы о значении слов.

4 года. В речи четырёхлетнего малыша уже встречаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, употребляются предлоги ПО, ДО, ВМЕСТО, ПОСЛЕ; союзы ЧТО, КУДА, СКОЛЬКО. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребёнок правильно произносит шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ, а также звук Ц. исчезает смягчённое произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребёнка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные, незнакомые слова (например, экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

От 5 до 7 лет. В этот период словарь ребёнка увеличивается до 3500 слов, в нём активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.).Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребёнок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных.
Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе.


Комментариев нет:

Отправить комментарий